среда, 22 августа 2012 г.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ "В КОНЦЕ НАИВНОСТИ".





     Весной этого года на студии Bruckenfilme, в Германии вышел фильм режиссера Герберта Пентца (Herbert Pentz) "В конце наивности" ("Am Ende der Naivität").

     Подзаголовок к названию фильма гласит: "Каждое чудо имеет свое время и свои мифы".
     В краткой аннотации к фильму сказано:

     "Они были крестьянами и звездами искусства, их картины вызывали ажиотаж в музеях и сделали их богатыми - речь о художниках Хлебинской школы. Но это было давно, когда существовала еще страна Югославия. А как сегодня обстоят дела в хорватском наивном искусстве?
     Документальный фильм "В конце наивности" рассматривает и анализирует состояние этого феномена на сегодняшнем арт-рынке. От художников из Хлебине, деревни на севере Хорватии, авторы получают неожиданные ответы.
     Они показывают нам наивное искусство со всех сторон:
     Как взгляд и выражение своего крестьянского мира,
     как хороший товар или туристический сувенир,
     как большую забаву и жизненный стимул.
     В противовес миру коррупции, бесправия и бессмысленной работы они предлагают мир своих картин - параллельный Мир Наивности."


Г.Пентц и Д.Ялшич-Ернечич в Галерее Хлебине.


          Я с большим удовольствием смотрю и пересматриваю этот фильм. В числе его героев уже давно знакомые и милые мне лица хорватских наивных художников - Мийо Ковачич, Дражен Тетец, Мартин Мехкек, и, конечно, сама Подравина с ее жителями, природой и рекой Дравой.


Мийо Ковачич (Mijo Kovacic).


Мартин Мехкек (Martin Mehkek).


Дражен Тетец (Drazen Tetec).


     На фоне исторического повествования о возникновении хорватского наивного искусства и Хлебинской школы художники, коллекционеры, искусствоведы и бывшие функционеры рассуждают о сегодняшнем состоянии этого, некогда имевшего не только европейскую, но и мировую славу феномена.


Степан Понграц (Stjepan Pongrac).

   
Горан Генералич (Goran Generalic).


     В самой Хорватии споры и дискуссии на тему – живо или нет сегодня настоящее наивное искусство - идут давно, правда, по понятным причинам, не носят особого публичного характера. Был ряд попыток, предпринятых в 90-е годы некоторыми структурами, близкими к тогдашнему партийному руководству и Президенту Хорватии Франьо Туджману, возобновить интерес к наивному искусству, прерванный на время Югославской войны, как к национальному культурному проекту. Но поменялось руководство, сменились приоритеты, да и проект по-видимому был излишне коммерциализирован, на передний план вышли более насущные вопросы и проблемы, и тема наивного искусства и его места в современной Хорватии стала обсуждаться практически только в профессиональной среде.


Томислав Балажин (Tomislav Balazin).


 Даниель Якопанец "Данчи" (Danijel Jakopanec "Danci").


Драженка Ялшич-Ернечич (Drazenka Jalsic-Ernecic).


     Заявив, что наив убило перепроизводство (hiperprodukcija), и объявив список классиков закрытым, сегодняшнее руководство Музея наивного искусства Хорватии (Hrvatski muzej naivne umjetnosti), ряд искусствоведов и чиновников от искусства фактически заняли позицию «глухой обороны».

     Вполне объяснимо, что те ДВЕСТИ или более художников и скульпторов, работающих сегодня в жанре наивного искусства, думают несколько по-другому.


Оператор фильма Dominik Apanowicz и режиссер Herbert Pentz.


    Мне импонирует позиция режиссера фильма - он не навязывает собственного мнения, а дает возможность высказаться всем сторонам, и уже самому зрителю, выслушав всех, сделать свои собственные выводы.


Герберт Пентц (Herbert Pentz).


     Безусловно, создателям фильма удалось передать настроение этого края, эту щемящую грусть по чему-то действительно безвозвратно уходящему , символом которого в фильме становится все та же Метафизическая Драва, катящая свои вечные и неторопливые воды. Все течет, все изменяется…

     Так живо или нет Хорватское наивное Чудо?



     В фильме приняли участие:

     Даниель Якопанец "Данчи" (Danijel Jakopanec "Danci"), Томислав Балажин (Tomislav Balazin), Дражен Тетец (Drazen Tetec), Степан Понграц (Stjepan Pongrac), Бранко Матина (Branko Matina), Драженка Ялшич-Ернечич (Drazenka Jalsic-Ernecic), Мийо Ковачич (Mijo Kovacic), Горан Генералич (Goran Generalic), Милорад Ковачевич (Milorad Kovacevic), Мартин Мехкек (Martin Mehkek).



     Автор сценария и режиссер:  

     Герберт Пентц (Herbert Pentz).
Родился в 1972 году, в Румынии. Отец немец. В детстве переехал жить в Германию. Тема Балкан близка с детства, знает сербско-хорватский язык. После получения гуманитарного образования работает как радиожурналист, сценарист и режиссер-документалист, преподает по тематике СМИ в различных учебных заведениях. Своего сына назвал - Милодар.
     О себе: "...я и сам себе наивец, как то были русские классики кино в тридцатые годы."


     Выражаю огромную благодарность Herbert Pentz, Konstantit Schenk (монтаж фильма) и студии Bruckenfilme за предоставленный фильм, комментарии и фотоматериалы.


     По вопросам приобретения фильма:

     Brückenfilme
     Herbert Pentz
     Karlsbaderstraße 45
     70839 Gerlingen
     Deutschland

     Fon/Fax:  +49 - (0)7156 / 175 53 04
     Mobil:   +49 - (0)171 / 52 54 014
     Mail:   eugen.pentz@brueckenfilme.de




Права на фотоматериалы принадлежат студии Bruckenfilme.


Комментариев нет:

Отправить комментарий